Шио-Мгвимский монастырь. Впечатления.

Солнечный, по-летнему теплый Тбилиси в страстную неделю перед Пасхой. Во всех церквях идут службы и из динамиков, выставленных на улице, доносится стройный хор мужских голосов – знаменитое грузинское многоголосие – которое не оставляет равнодушным даже человека, весьма далекого от церкви. Мы приехали на экскурсию в столицу Грузии и по благословению отца Игоря собирались посетить Шио-Мгвимский монастырь. Заранее изучили историю этого святого места.

Шио-Мгвимский монастырь (груз. შიომღვიმე, Шиомгвиме) — средневековый монашеский архитектурный комплекс в Грузии, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Кура, примерно в 30 км от грузинской столицы Тбилиси.

Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио).

Самая первая постройка - храм Святого Иоанна Крестителя – относится к VI веку (!) нашей эры. Эта церковь очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги, ведущей к монастырскому комплексу.

Дорога в монастырь Шиомгвиме пролегла через Мцхету, куда мы отправились во второй день нашего пребывания на гостеприимной грузинской земле, в Мцхету, которая славится своими древними памятниками. Город основан во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. Там находится знаменитый кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви, который числится среди памятников Всемирного наследия – Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столб).

Светицховели

Недалеко от Светицховели находится Самтаврийский женский монастырь святой равноапостольной Нины. В Самтавро мы посетили могилу отца Гавриила (Ургебадзе). Туда нескончаемым потоком прибывают паломники. Многие снимают с себя нательные кресты и кладут на могилу - так получают благословение от того, кто здесь покоится. То же самое сделали и мы.

Самтавро

От Мцхеты до Шио-Мгвимского монастыря километров 10-12. Рейсовых автобусов туда нет, поэтому договариваемся с местным таксистом. Почти все местные жители старше 30 лет говорят по-русски с неповторимым грузинским акцентом. Дорога в гору каменистая – горный серпантин – и нам показалось, что мы поднимались целую вечность. Если бы не мощный BMW нашего водителя, не знаю, как бы мы добрались до цели. Но когда мы увидели, наконец, очертания монастыря, расположившегося в ущелье гор, мы были вознаграждены в полной мере. Тишина, покой, скромное величие древней святыни и синева неба над головой… Туристы там редки, да и внимания на них никто не обращает. В монастыре размеренно течет своя жизнь.

Шио-Мгвимский монастырь Шио-Мгвимский монастырь Шио-Мгвимский монастырь Шио-Мгвимский монастырь Шио-Мгвимский монастырь

Входим в монастырскую церковь и обращаемся к монаху, который был там один . Услышав, что мы из Донецка, от настоятеля церкви, в которой есть престол, освященный в честь Шио-Мгвимского, человек уделил нам большое внимание, рассказал о монастыре и показал его святыни. В монастыре есть целебный источник, из которого мы испили воды и взяли флягу с собой. Монах передал для нашей церкви несколько местных реликвий, за что мы ему очень благодарны. Мы поставили свечи в храме и подали записочки «О здравии» и «О упокоении» своих родных. Человек, с которым мы беседовали, поразил нас спокойным достоинством, которое в миру нечасто встретишь. И еще запомнилось, что у него очень добрые глаза.

Анастасия

Другие фотографии Шио-Мгвимского монастыря можно посмотреть здесь