Русский Фавор: рассказ о поездке в Муром и Дивеево. Часть вторая - Дивеево.Дороги, ведущие в Дивеево, похожи на лабиринт. Поэтому приходилось все время молиться и строго следить за указателями, которые, кстати сказать, очень четко расставлены рядом с огромными поклонными крестами. Наконец вдали показались купола Серафимо-Дивеевской обители. Сердце замирало, оттого, что многолетняя мечта посетить это святое место, наконец-то сбылась. Картину, которые мы увидели, ступив на монастырский двор, невозможно передать словами. Величественные храмы, колокольня – все к вечеру благолепно освещалось. Cогласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Пресвятая Богородица взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои Божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест. История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Пресвятая Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом. Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете. Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божией Матери. Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы, для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник. Казанский собор построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Он трехпрестольный — с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные — для летнего времени, а Стефановский устроен теплый — для зимнего. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно вставая на молитву. Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. Преподобный Серафим Саровский (1759 - 1833, в миру Прохор Мошнин) происходил из благочестивой купеческой семьи города Курска. Как гласит история, с юных лет он обнаружил тягу к благочестию и монашеским подвигам. В семь лет мальчик упал со строительных лесов с большой высоты, но чудом остался невредим. В 17 лет он стал послушником в Саровской пустыни Тамбовской губернии, затем был посвящен в дьяконы и рукоположен в священники. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия. Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России шли к нему за советом. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время колено-преклоненной молитвы пред иконой Богоматери «Умиление». По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия. Преподобный Серафим Саровский так духовно определил значение обители: «Всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Пророчества преп. Серафима о величии монастыря стали постепенно сбываться. Более 400 сестер собралось на сегодня в обители. Главная дивеевская святыня — Святая Канавка — вырыта вдоль тропы, по которой ступала сама Пресвятая Богородица, явившаяся преподобному Серафиму. Эту канавку, окружавшую Мельничную общину, сёстры вырыли своими руками, обнесли валом и обсадили крыжовником. По преданию, когда Антихрист придёт на Землю, Святая канавка будет высока до небес и преградит ему путь. Преподобный Серафим говорил, что паломник, идя по канавке, должен прочесть 150 раз молитву «Богородице Дева радуйся!». Ежедневно в 20.30 монахини с паломниками обходят канавку крестным ходом. Серафимо-Дивеевский монастырь представляет собой богатейший архитектурный комплекс. Колокольня, Свято-Троицкий собор, Преображенский собор, Трапезный храм, Казанская церковь. К ней пристроена двухэтажная каменная церковь в честь Рождества Христова. А внизу – церковь во имя Рождества Богородицы. Кроме этого много построек, корпуса келий, игуменский корпус. Красив пятиглавый, величественный Свято-Троицкий собор. Он напоминает московский храм Христа Спасителя. В 30-х годах XIX века преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли восточнее Казанской церкви. Ее брату, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки великого собора, о котором Преподобный говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!». Собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. На его возведение ушло 27 лет. Стены собора украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Завета работы дивеевских сестёр. Вместимость собора около пяти тысяч человек. Здесь покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. За ракой с мощами установлены витрины, где хранятся личные вещи батюшки Серафима: кожаные рукавицы, богослужебное облачение, нательный железный крест. Судя по размеру вещей, батюшка Серафим был могучим богатырем не только в духовном, но и в физическом плане. Здесь же в соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный. По преданию, батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. На крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева и братьев Арцыбушевых был построен Свято-Преображенский собор. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты — дар петербуржцев — уже украшали его. Изнутри весь собор был расписан фресками. Расписывали сами сестры под руководством палехского художника Л.И. Парилова. Они же написали все иконы. Собор имеет приделы: правый верхний в честь иконы Божией Матери «Тихвинской», левый верхний в честь Новомучеников Российских, правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, левый — в честь Всех святых. Фрески на евангельские сюжеты и изображения святых выполнены акрилом, с нанесением сусального золота. В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная,таким образом, мы становимся свидетелями исполнения Ее воли. Спустя сто лет освободилось место, предназначенное для собора. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом. Длина собора 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной». Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!» Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу. Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их». Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления. Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры. В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие. Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра. По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова). Прежде чем ступить на территорию монастыря, можно ознакомиться с установленным порядком. Первое, что встречается по дороге, «Паломнический центр». Если нужен ночлег, то обращаются как раз сюда – в домик голубого цвета, где ранее была келья блаженной схимонахини Параскевы (Паши Саровской). Проживание в монастырской гостинице в номере с удобствами на трех человек стоит 2000 рублей (400 грн.) за номер. Здесь же можно получить талончик на бесплатный обед и ужин в трапезной. И ещё осмотреть экспозицию музея Дивеевской обители. Вечернее богослужение начинается в 16.00 (в летнее время в 17.00). Утром служба в монастыре начинается в 5.30 в Свято-Троицком соборе, где покоятся мощи святого преподобного Серафима Саровского, в 7.00 и 13.00 –молебен с акафистом преподобному. Божественная Литургия начинается в 8.00, служится в Свято-Преображенском соборе. По молитвам Царицы Небесной и преподобного батюшки Серафима, мы причастились Святых Христовых Таин. Внутренне словно попадаешь в другое измерение, в состояние счастья, радости, покоя и любви. Великую радость также получаешь, когда тебя просят потрудиться (такой огромной обители помощь всегда нужна). Чуть поодаль от обители за Голубиным оврагом находятся святые источники: Казанский, в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление». Казанский источник— самый старинный из дивеевских источников. Полагают, что он существует от начала села Дивеево. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Отсюда, с берега Старой речки, брался белый известняк для устройства фундамента Казанского каменного храма в селе Дивеево. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. Она была разрушена в 1939 году. За три года до этого дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась, ее хранительницей была схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. Поначалу она хранилась в часовне, теперь находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1991 году над источником были устроены новая часовня и купальня. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода. В Дивеево есть еще источники: преподобного Серафима Саровского на берегу реки Сатис, источник матушки Александры, Иверский источник. К сожалению, мы не успели их посетить из-за сильного мороза. Источник преподобного Серафима Саровского (самый наиболее известный источник) открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда источники Батюшки в Сарове стали недоступны для посещения, потому что там находился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников. В 1995 г. русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро. На нем построили часовню. За целебной водой сюда приезжает множество людей, ищущих помощи у преподобного Серафима Саровского. Источник Матушки Александры. В старину на могилке матушки Александры сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. А иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Он оказался затопленным водой реки Вичкинза, когда ее запрудили и устроили водохранилище (пруд). Современный источник возник под горою за аптекой сам, впоследствии был расчищен. И поскольку источник матушки Александры не сохранился, он считается ее источником. Рядом с источником была устроена часовня, освященная в честь преподобной Александры Дивеевской. Был еще один источник матушки Александры, за версту по течению реки. Старица вырыла этот источник сама, когда для созидаемой ею Казанской церкви ломали камень для извести под горой на берегу реки Вичкинзы. Она приходила сама носить камни и для утоления жажды рабочих и прохлаждения от трудов и жары вырыла этот колодезь. Над источником была построена часовня, в которой хранилась Иверская икона. В честь иконы он именовался Иверским. Здесь так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Грустно было прощаться с русским «Фавором», однако все когда-нибудь кончается. Не имеет конца только радость преображения души. P.S. Хочется еще добавить то, что нас удивило в светской жизни России: строгий порядок на дорогах за соблюдением правил дорожного движения, комендантский час после 22.00 для несовершеннолетних детей, строгий запрет на продажу спиртного после 22.00. КОНЕЦ И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА! Светлана Данилова Русский Фавор: рассказ о поездке в Муром и Дивеево. Часть первая - Муром. |